Ученики профильных медицинских 9–11-х классов лицея № 22 «Надежда Сибири» посетили Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН (НИОХ СО РАН), где ознакомились с деятельностью ученых и современными исследованиями. Экскурсия стала частью профориентационной программы для школьников, заинтересованных продолжать образование в медицине и естественных науках.
В лицее № 22 «Надежда Сибири» уже много лет успешно функционируют специализированные классы, в том числе медико-биологического направления. Их ученики регулярно посещают медицинские учреждения и научные институты для расширения знаний о будущих профессиях. На этот раз группа из 14 школьников побывала в лабораториях НИОХ СО РАН, ребята узнали об исследованиях в области органического синтеза и увидели работу с высокоточным оборудованием.
Идея экскурсии принадлежала учителю химии и куратору медицинских классов Елене Кимовне Зарецкой. Воплотить её в жизнь помогла учитель биологии Екатерина Алексеевна Бутикова, которая также является младшим научным сотрудником НИИКЭЛ – филиал ИЦиГ СО РАН. «Для ребят это отличная возможность увидеть, как знания из учебника превращаются в серьёзную науку», – отметила она.
Ученики поделились впечатлениями от экскурсии. «Очень интересно, всё запомнилось, - рассказал Василий Т., ученик 11-го медицинского класса. – После 11-го класса планирую поступить в медицинский университет. В институте нам рассказали о том, как создаются современные лекарства. Считаю, что для врача полезно об этом знать, чтобы успешно применять в своей профессии и быть всегда в курсе направлений научных разработок»..
«Самое интересное – это когда нам показали большую спектрометрическую установку в центре коллективного пользования. Я собираюсь дальше учиться, поступать на биохимическую инженерию. Считаю, что врачам полезно знать, как создаются новые лекарства. Тем более, что во время экскурсии рассказывают не только о фармацевтике, но и в целом о работе института. Научная работа меня тоже привлекает, и я не исключаю вероятность в будущем стать учёной», - поделилась Вера, ученица 9-го класса.
«В нашем лицее очень высокое качество образования детей, которые учатся в специализированных медицинских классах, – рассказала куратор медицинских классов Екатерина Алексеевна Бутикова. – Средний балл ЕГЭ по химии – 90–91, по биологии – 80. Дети мотивированные, участвуют в олимпиадах, становятся призёрами. В старших классах они проходят профориентационную подготовку, чтобы сделать свой выбор: практическая медицина или наука. Сегодня школьники не всегда представляют, как работают учёные, и порой видят такую „кинематографическую картинку“, когда открытия совершаются почти каждый день. Экскурсии в научные организации показывают реальность: наука - это долгая, методичная работа, требующая большого терпения. Те сотрудники, с которыми мы сегодня общались, – очень харизматичные люди, которые просто заражают своей энергией.
Такие экскурсии, во-первых, дают возможность узнать, как создаются, например, лекарства и какой путь проходят научные разработки от синтеза перспективных веществ до красиво упакованных препаратов, а во-вторых: насколько интересной и увлекательной может быть работа исследователя».
«Мы с радостью приветствуем у себя в гостях учеников школ, – комментирует ученый секретарь Института Роман Андреевич Бредихин. – В этот раз к нам в гости приехали ученики Лицея №22. Со стороны Института хочу поблагодарить учителей и администрацию за отличную организацию с их стороны, что позволило нам подготовить тематическую экскурсию, исходя из интересов учащихся».
Сегодня экскурсию для учащихся проводили с.н.с. Лаборатории микроанализа, к.х.н. Анастасия Валерьевна Ластовка – о том, как изучают состав органических соединений, разрабатывают методики их анализа, например, для подтверждения содержания основного вещества в составе растительных экстрактов.
Основной фокус экскурсии в этот раз был посвящен Лаборатории фармакологических исследований, где заведующая лабораторией, д.б.н. Татьяна Генриховна Толстикова рассказала об арсенале имеющихся методов исследования, применяемом научном оборудовании, возможностях выполнения диссертационных исследований в области фундаментальной медицины, показала виварий временного содержания лабораторных животных. Д.б.н. Михаил Владимирович Хвостов рассказал об текущих задачах Лаборатории ингибиторов вирусных протеаз и о тех новых возможностях, которые появляются в Новосибирском государственном университете для высшего образования в области медицины.
О сложных задачах химиков, занимающихся направленным органическим синтезом соединений для борьбы с социально значимыми заболеваниями, рассказала с.н.с. Лаборатории физиологически активных веществ, к.х.н. Анастасия Сергеевна Соколова. Ее рассказ привлек внимание к вопросу постоянного или временного иммунитета, изменчивости вирусов – возбудителей заболеваний и потенциальным угрозам развития резистентности микроорганизмов, вследствие чего задачи создания и скрининга новых потенциальных лекарственных агентов сохраняют свою актуальность.
Наконец, с.н.с. Группы масс-спектрометрии Центра спектральных исследований НИОХ СО РАН, к.х.н. Андрей Алексеевич Нефедов рассказал о том, как химики «взвешивают» молекулы, показал устройство и объяснил принцип работы масс-спектрометра высокого разрешения. А вот когда образец не является индивидуальным, а представляет собой смесь соединений, химики используют хроматограф – и ученики видят прибор-коробку, шприц в 10 мкл для ввода образцов, хроматографическую колонку толщиной меньше человеческого волоса, которая обеспечивает достаточную длину «пробега» для качественного разделения компонентов смеси.
Время экскурсии превысило 2,5 часа, однако в ее заключении ученики поинтересовались, почему ничего не рассказывали про различные органические материалы и полимеры. В ответ НИОХ СО РАН гостеприимно пригласил их на новую экскурсию, которая будет посвящена не медицинской химии и фармакологии, а функциональным молекулам, материалам и устройствам. Но об этом мы напишем в следующий раз.
НИОХ СО РАН активно проводит профориентационные мероприятия для школьников, открывая двери лабораторий и помогая молодым людям сделать первые шаги в науку. Подобные поездки стали доброй традицией медицинских классов лицея № 22 и способствуют более глубокому знакомству с будущей профессией.